А.М. ШУСТОВА, кандидат философских наук, г. Москва
Наиболее распространённым явлением в Космосе является магнетизм. Действительно, какое бы явление жизни мы ни исследовали, повсюду находим сцепление и расчленение каких-либо частей. Магнетизм физический давно успешно изучается наукой.
Учение Живой Этики расширяет наши представления о важном для жизни явлении магнетизма. Оно утверждает, что качествами магнита в той или иной степени обладают все живые и неживые объекты. Более того, каждое действие, каждое проявление чувства, каждое устремление, каждая мысль несут в себе магнетический заряд. Буквально всё пространство заполнено разнообразнейшими магнитами. Естественно, их сила и качество будут зависеть от уровня и свойств психической энергии, наполняющей данные магниты.
Живая Этика вводит понятие космического магнетизма и говорит о великом Законе Космического Магнита. Космический магнетизм лежит в основе эволюции. Это та сила, которая заставляет и человека, и всё живое развиваться, эволюционировать.
В книге «Беспредельность» сказано, что «Космический Магнит отражается на всём сущем. (…) Космический магнетизм собирает народы, собирает расы, собирает части света, собирает части эволюции, собирает дуги сознания, собирает явления всех притяжений. В основе всех жизненных проявлений можно найти космический магнетизм, и даже за кармическим законом стоит Магнит Космический»1.
Важнейшие в мироздании законы Кармы и Перевоплощения также основаны на принципе Космического Магнита. К сожалению, люди привыкли к земному магнетизму, к притяжению в сторону всего земного и грубо материального. Но необходимо принять в сознание и космический магнетизм, притяжение к Надземным мирам, к Высшим сферам, к Духу.
Не следует думать, что эволюция — какой-то абстрактный процесс, идущий сам по себе. Эволюция — именно процесс сознательный, его осуществляют многие сотрудники Сил Света. Одним из направлений важной эволюционной работы, которую проводят Учителя человечества на Земле, является заложение магнитов эволюции. Такими магнитами могут служить самые разные предметы. Главное — их энергетическое содержание, то есть наслоенная с определённой целью психическая энергия.
В книге «Озарение» о магнитах эволюции говорится следующее: «Магнит куёт проекцию эволюции планеты. (…) Магнит утверждает путь человеческий. (…) Магнит или остаётся невидимым, притягивая течение событий; или служит центром сознательного действия; или озаряет нашедшего его человека. Можно видеть в истории человечества, как сеть магнитов, подобно путеводным огням, вспыхивала. Как же работает магнит? Он претворяет идеи пространства в действие. Много магнитов лежит под основанием городов»2.
Наиболее сокровенными магнитами являются Священный Камень Чинтамани и Чаша Будды. Кроме того, осколки аэролитов, содержащие высокую космическую энергию, заложены во многих местах планеты. Можно указать некоторые из таких примеров. Так, в горах Кавказа лежит часть священного Камня. Мавзолеи крупных водителей народов также возводились с заложением магнитов. Не найденная пока могила Чингисхана имеет такое заложение. В своё время Аполлоний Тианский немало странствовал и закладывал магниты. В книге «Мир Огненный» имеется упоминание об этом: «Аполлоний из Тианы иногда во время странствий говорил ученикам: »Побудем здесь. Это место мне приятно». При таких словах ученики знали, что здесь заложен магнит или Учитель собирается заложить магнит. Ощущение магнитов узнаётся по особому току, связанному с силою Агни. Наука может впоследствии рассмотреть эти магнитные волны, неиссякаемые в течение веков. Как вехи, оставлены магниты на местах особого значения»3.
Сергий Радонежский получил от некоего схимника чудесный камень, который зарыл потом, где ему было указано. Вот как об этом говорится в дневниках Е.И.Рерих: «Также много событий никем не записано. Разве записано, где зарыл Сергий чудесный камень, данный ему схимником? Но придёт час, когда указано будет это место магнита. Разве известно, что таинственный Копт принёс Будде Чашу из Египта? Разве известно, где погребён Вождь роксоланов Тихос? Разве известно, что при создании Венеции устроено особое хранилище на месте собора Святого Марка? Много не сказано, но будет открыто».
Там, где суждено было возникать новым государствам или же строиться новым городам, или же там, где должны были состояться великие открытия и откровения, — всюду закладывались тайные магниты. Они образуют своеобразную психомагнитную сеть, которая оживляется в определённые сроки эволюционных циклов. Знание этого привело к обычаю подкреплять истинность какого-либо утверждения ссылкою на заповедные места, где находятся такие магниты. Говорилось: «Сказанное так же верно, как под таким-то местом заложено то-то и то-то». Например, в сборнике «Криптограммы Востока» можно найти следующее утверждение: «Сказанное так же верно, как под камнем Гума лежит пророчество о Священной Шамбале»4.
В соответствии с законом магнетизма не только вещи, но и живые существа, и в особенности сам человек, являются магнитами. К Высоким поручениям Братства Света относится и так называемое обхождение определённых территорий, когда посланный обходит указанные ему места. Иногда такой человек закладывает и священные предметы, ещё более усиливая качество намагниченности пространства. Обычно посещаемые Учениками Братства места связаны с особо важными событиями в истории целых стран и народов.
В книге «Сердце» по этому поводу сказано: «Приложение магнитов и обхождение стран… не суеверное средство, но приложение лучей и магнетизма, которые в малом размере уже известны науке. Даже скептики не исключают особого значения личных воздействий. Отсюда один шаг до сильного магнита, соединённого с Центром явленных энергий. Также совсем нетрудно понять значение прохождения человеческого организма, этой сильнейшей химической батареи. Собаки, даже и те чуют силу следов человека. Насколько же развивается эта эманация при приложении сознания! Поэтому смысл посланников очень велик и продолжает применяться.
Поистине, можно наблюдать, где ступила нога посланника и как магнит притянул область целую в орбиту действия…»5
В ХХ веке Рерихи много потрудились, чтобы намагнитить различными способами пространство эволюции. Так, Центрально-Азиатскую экспедицию можно считать обхождением определённых территорий с целью их намагничивания для будущего строительства. В этом случае Рерихи, как выполняющие важную задачу Посланники Братства, все вместе являли сильнейший психомагнит. Более того, по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции был пронесён Священный Камень, многократно усиливая духовную магнетизацию территорий.
Рерихи также производили закладку магнитов. В качестве таковых служили свитки с легендами и пророчествами, старинные монеты, предметы различных культов, памятные знаки на пергаменте или ткани, священные кольца, а также предметы искусства.
Интересным примером устроения магнита служит событие, когда во время Тибетской экспедиции памятные предметы были заложены в основание субургана, возведённого Рерихами в Шарагольджи 24 июля 1927 года на месте остановки Великого Учителя. Об этом Н.К.Рерих упоминает в книге «Алтай — Гималаи»: «Это не только наш день, но и день окончания нашего субургана. Монголы помогают сооружению, привозят сокровище — норбу ринпоче — камушки и зёрна для вложения в чашу субургана. Туда же заложено и Акдордже, и Майтрейя-Сангха»6.
Акдордже — крест из двух ваджр (символизирующих твёрдость и нерушимость. — Ред.) — ритуальный предмет в буддизме махаяны, атрибут Будд и Бодхисаттв. Майтрейя-Сангха — знак-печать с санскритскими словами «Майтрейя-Сангха», что означает «Община Майтрейи». Этот знак использовался Рерихами также на титульных листах первоизданий книг Учения Живой Этики.
В очерке «Свет пустыни» Николай Константинович более подробно описывает вложения в субурган Шамбалы, возведённый в Шарагольджи. Итак, «там вложено изображение Будды, там лежит серебряное кольцо с многозначительным начертанием, там же покоятся пророчества о будущем и скрыты ценные предметы: »Норбу Ринпоче». Старик лама пришёл от соседних юрт и принёс пригоршню сокровищ — кусочек горного хрусталя, обломок бирюзы, две-три смальтовых бусины и блестящий кусочек слюды. Старый лама принимал участие в построении субургана и принёс эти сокровища с настоятельной просьбой поместить их в сокровенную часть субургана»7.
Ещё более знаменательная закладка магнита была осуществлена 24 марта 1929 года. Имеется в виду Краеугольный Камень в основании Дома Учителя, как называлось 28-этажное здание, построенное в Нью-Йорке по инициативе Н.К.Рериха и его сотрудников. Этот американский небоскрёб посвящался Учителю, поэтому Рерихи придавали особое значение закладке Краеугольного Камня в основание этого здания.
Надо отметить, что процесс подготовки Краеугольного Камня для нового высотного здания основывался на древнем знании о строительной символике и заложении магнитов и производился отнюдь не случайным образом.
Краеугольный Камень символизирует Единый Высокий Принцип, от которого зависит всё строение. Столь высокое значение, придаваемое этому символу, подтверждается и Евангелием. В нём Краеугольным Камнем назван сам Христос8.
Заметим, что Краеугольный Камень надо понимать не как камень, который кладётся в «край угла» строения, а как камень, который имеет углы, то есть грани. Таким камнем с гранями является драгоценный камень, или «камень драгий», — устойчивое понятие для обозначения Первоначала любой формы. Именно таким подобает быть камню, который олицетворяет сокровенный принцип всего строения. Именно такому Камню уподобляется Христос.
В соответствии с истинным его значением «Краеугольный Камень» мыслится как «Камень Вершины», или «Камень Венца». Естественно, что «Камень Вершины» должен находиться на вершине, венчая всё строение. Таковым был пирамидион — камень, образующий самую верхнюю часть пирамиды. Ему придавалось большое значение, так как он олицетворял солнце, являющееся венцом творения. «Камень Вершины» также может служить символом «камня, сошедшего с неба», каким является Камень Чинтамани. Выражение «камень, сошедший с неба» относится и к одной из характеристик Христа и связывается с восточным понятием Аватара.
Не случайно в качестве знака Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке было взято древнее изображение со строительной символикой, которое вначале принадлежало Мастер-Школе (впоследствии Институту) Объединённых Искусств — самой первой культурной организации, основанной Рерихом в Америке в 1921 году. На этом изображении — гора со знаком Музея Н.К.Рериха. На ней возводится башенное сооружение (скорее всего, храм), но оно ещё не достроено, в строительных лесах. Пять строителей ведут работу, причём хорошо видна именно вертикальная направленность их созидания.
Знак этот, как, впрочем, и все другие знаки, используемые Рерихами, имеет несколько планов толкования. Духовный же смысл его — это построение Новой ступени эволюции в жизни планеты, утверждение Новой Эпохи, которое символически выражается образом строящегося Храма Духа или Единой Религии на основании мировых достижений Культуры.
Вертикальная символика может переходить в горизонтальную. В этой плоскости Краеугольный Камень трансформируется в закладной камень, который уже кладётся не на вершину, а в северо-восточный угол здания, в соответствии с точкой восхода солнца, или вообще в любой другой угол строения. Так, Чёрный Камень Мекки, древний метеорит, вделан в северо-восточный угол кубического строения Каабы, святыни мусульманского мира.
Подготовка к закладке Краеугольного Камня в Дом Учителя в Нью-Йорке началась осенью 1928 года в Дарджилинге, где снова оказались Рерихи после окончания Тибетской экспедиции и куда приехали к ним их американские сотрудники З.Г.Фосдик и Ф.Грант.
В самом начале предполагалось найти какой-нибудь восточный ларец, в который можно было бы положить сокровенные предметы, которые вместе с ларцом стали бы магнитом, притягивающим строительные силы эволюции. Решено, что такими предметами станут Послание Великого Учителя Света, написанное на коже, Его портрет и несколько серебряных монет.
Рассмотрим подробнее Послание Владыки, так как оно является ещё одним Великим терафимом и священным Знаком, наряду с Камнем Чинтамани и Чашей Будды, подтверждающим Великую Миссию его адресата. А адресовано оно было лично Елене Ивановне Рерих, Урусвати, как её называл Учитель.
Письмо Владыки пришло чудесным образом — путём материализации — 20 февраля 1925 года в Дарджилинге. Это было так: воздух в проёме открытого окна в доме, где остановились Рерихи, неожиданно стал уплотняться, превращаясь в туман. Вдруг из этого тумана появился и упал на подоконник кусок берёзовой коры с надписью. Так было получено Собственноручное Письмо Великого Владыки, написанное на санскрите. Интересно, что материалом письма послужила кора гималайской берёзы, не растущей вблизи Дарджилинга.
С глубокой древности существует традиция скреплять важные договоры торжественной надписью и хранить эти документы как памятные знаки. Иногда они закладывались в качестве магнитов туда, где должно было быть явлено новое построение или действие.
Написанный от руки текст хранит психическую энергию писавшего его человека и становится в силу этого терафимом. Кроме того, кожа или береста, на которых писали, способствовали хорошей аккумуляции психической энергии. Поэтому береста с Собственноручным Письмом Владыки уже сама по себе является сокровенным предметом. То, что при его написании был использован именно санскрит, также имело значение. Возникший в Центральной Азии в глубокой древности, этот язык по праву называется священным, ибо санскритские слова можно рассматривать как сильные мантрамы, звучащие в пространстве мысли.
«Великим священным мантрамом»9 назвала Елена Ивановна Рерих этот текст. Он гласит: «Родная Урусвати! Да будет тебе этот Мантрам: Помогу тебе заложить основание Страны [Новой] и воздвигнуть Храм Начал Мироздания. Счастья тебе!»10
После получения береста с санскритским Письмом была положена в Ковчег со Священным Камнем. Впоследствии она вместе с Камнем пропутешествовала по Центральной Азии и России, следуя везде по пути Рерихов. (Сейчас это Письмо находится в экспозиции Музея Н.К.Рериха при Международном Центре Рерихов в Москве.)
Текст священного Мантрама, данного Владыкой, надо понимать широко. В древних учениях понятие Храма является многозначным. Одно из его значений — это сокровенное знание, Учение. «Возвести Храм» — означает основать эзотерическую Школу, а «основать Страну или Город» — дать импульс массовому экзотерическому движению. В случае Миссии Рерихов основание эзотерической Школы может трактоваться как провозвестие Нового Учения — Учения Живой Этики, а экзотерическое движение — как новая всемирная культурно-историческая инициатива — движение Знамени Мира. Так «личное обращение сочеталось с мировым строением». Конечно же, смысл Послания не исключает и буквального его толкования.
Дом Учителя в Америке рассматривался Рерихами как оплот эволюционных построений Новой Эпохи. Поэтому священный Мантрам было Велено переписать на коже и положить вместе с другими предметами в закладной ларец, тем самым магнетизируя новое строение в соответствии с поставленными Братством великими задачами.
Более того, для усиления магнитных свойств в основание Дома Учителя в составе Краеугольного Камня планировалось заложить вещь, принадлежавшую Ему в прошлом. Е.И.Рерих записала в дневнике Слова Учителя: «Поручил прислать вам Мой Ларец. (…) Положите в него Мой портрет, Письмо и монеты. Ключ оставьте около старой ступы. Ларец ляжет в основание Дома». Всё в этом Указе имеет значение. Металл, из которого сделаны монеты, улучшает свойства магнита и способствует лучшему сохранению его свойств. Ларец был с замком. Предполагалось его закрыть, а ключ оставить в Гималаях. Это было не только символическим действием, когда о содержимом ларца, находящегося на Западе, в Америке, можно было узнать, лишь открыв замок ключом, находившимся на Востоке, но и установлением своеобразной магнитной связи.
По Указу Владыки старый кожаный ларец был найден и куплен в одном из антикварных магазинов в Калькутте в сентябре 1928 года. Об этом записала З.Г.Фосдик: «Прибыл сегодня ларец, купленный нами в Калькутте и принадлежавший М.М., как нам было Указано»11.
Елена Ивановна потрудилась, чтобы привести ларец в порядок, — сама его вымыла и высушила. Затем он был наполнен памятным содержимым и оставлен на некоторое время в атмосфере дома Рерихов, чтобы психическая энергия могла хорошо на него наслоиться. Перед отправкой в Америку были сделаны фотографии закладного ларца.
З.Г.Фосдик оставила подробное описание памятных предметов, которые были вложены в старинный ларец. Таким образом, «в нём лежат: напечатанное на тибетской бумаге изображение Майтрейи; портрет М.М.; Его письмо; монетка, принесённая здесь; семнадцать мексиканских долларов и монетка, данная в Лондоне. Всё это покрыто внутри синим шёлком и было закрыто сегодня, 30-го октября 1928 г., в Дарджилинге в »Hillsid’e»»12.
Далее, согласно Указанию, ларец закрыли на ключ, и через несколько дней он отправился вместе с сотрудниками Рерихов З.Г.Фосдик и Ф.Грант в Америку. А там в торжественной обстановке был заложен как Краеугольный Камень в Дом Учителя.
1 Беспредельность. 120.
2 Листы сада М. Озарение. 3–II–7.
3 Мир Огненный. I. 342.
4 Криптограммы Востока. Рига, 1992. С. 137.
5 Сердце. 58.
6 Н.К.Рерих. Алтай — Гималаи. М., 1999. С. 399.
7 Н.К.Рерих. Шамбала. М., 1994. С. 152.
8 Послание к Ефесянам Св. Апостола Павла, 2: 20.
9 Е.И.Рерих. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 354.
10 Перевод сделан Е.В.Фалёвым.
11 З.Г.Фосдик. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника. 1922 –1934. М., 1998. С. 354.
12 Там же. С. 417.