Знание и осознанность. В чем разница?

Поделитесь этим постом на:
В чем разница между осознанностью и знанием? Этот экзистенциальный вопрос очень важен для понимания человеческой природы. Два слова с одинаковыми корнями имеют фундаментальное различие. Имеющий знание человек может быть очень умным, держа в памяти огромное количество различных сведений и фактов, обладающий же осознанностью может иногда даже не иметь высшего образования, но при этом владеть великой мудростью.
Знание приходит извне, оно не принадлежит никому. Его может получить любой человек из школы и книг. Он похож на багаж, который люди носят с собой. Иногда он бывает очень тяжелым и ценным, но в любом случае отделенным от человека. Его можно даже забыть и полностью стереть из памяти. Некоторые дисциплины человек изучает годами, а потом напрочь забывает о них. Пока идет учеба, ученики помнят миллионы разрозненных фактов и сведений, но потом все они могут буквально раствориться. Лишь то, что было приобретено в личном эмпирическом опыте, останется с человеком навсегда.
Осознанность в корне отличается от знания. Она всегда приходит изнутри и не может передаться другим человеком. У того, кто не знает, что такое медитация, она часто проживается как вспышка, для знакомого с самонаблюдением это постоянный, никогда не прекращающийся процесс. Осознанность нельзя потерять, так как она всегда идет вместе с опытом. Этот результат эмпирического познания жизни никогда не забывается.
Осознанность характерна лишь людям, которые многое испытали и прожили, смогли увидеть и усвоить полученные уроки. Чтобы быть осознанным, необходимо уметь жить и рисковать, в ином случае это остается лишь знанием. Человечество должно стремиться к развитию осознанности, а не бесконечному накоплению знания, потому что именно она несет глубочайшие изменения, которые приведут к полной трансформации общества.
Знание присуще детскому сознанию. Взрослые насаживают в еще совершенно чистое поле ребенка сведения, разрешая или запрещая ему что-то делать. Пока он маленький, он безусловно доверяет родителям и принимает на веру все, что ему говорят. Но если эта истина не проходит вглубь его существа, то вырастая, он ведет себя совсем по-другому.
Непризнание этого факта стало ловушкой для церкви: она привыкла говорить о заповедях Христа, не объясняя их, но призывая к слепой вере. Этот способ обучения может подойти только детям, но не взрослым. Пока ребенок маленький, он соглашается, но дальше задает вопросы: «Почему я должен вести себя таким образом? Я хочу знать, что происходит. Объясните мне, почему я должен вам верить. Я слепо следовал за вами, но это ни к чему привело». Однако церковь настаивает: «Ты должен просто верить. Не надо проверять, просто верь». И если много лет назад сознание человечества было незрелым и объяснение Бога, сидящего на небе и творящего мир, было достаточным для большей части людей, то со временем они не захотели больше удовлетворяться этой нелепой картинкой и потребовали доказательств.
Конечно, существование Бога доказать нельзя, хотя некоторые и старались это сделать. Но объяснить, что такое Бог в современных терминах, необходимо. Когда взрослый мудрый человек может рассказать из переживания своего глубокого опыта ребенку чувства, которые он ощутил, обращаясь к Небесному Отцу, то тот сможет почувствовать и понять его. Если человек пришел к осознанию какого-то факта, то сможет теперь передать информацию другому. Он никогда не станет учить, пытаясь заставить его уверовать в то, что говорит. Но скажет: «Я прожил это, я знаю, что это так. Я не буду тебя заставлять верить в это, но если хочешь, ты сам можешь обрести это понимание. А я могу научить тебя как к этому прийти».
 
Такой учитель обязательно будет обладать высокой осознанностью. Когда же у человека есть только приобретенное извне знание, он никогда не сможет стать великим проводником других людей. Знание оценочно, осознанность – никогда. Знающий человек действует из ума, осознающий – из сердца. Именно поэтому между ними существует такая разница. Все, что человек осознал, пропущено через его жизнь, через все его существо. Теперь он знает из личного опыта, как это. Это не просто книги и заученные догмы, а живое знание. Такой учитель объяснит любое явление из внутреннего глубокого и ясного понимания.
 
Поэтому церковь теряет своих последователей. Это происходит не из-за того, что учение Христа больше не актуально. Наоборот, в нашем сумасшедшем мире его слова становятся все более важными и нужными. Но фанатичность многих священников и нежелание церкви говорить и объяснять религиозные постулаты понятным современному человеку языком приводит к тому, что люди все меньше готовы следовать застывшим догмам.
 
Некоторые наиболее любознательные ученики в школах и институтах могут спросить у учителей: «Проверена ли информация, которую вы даете нам? Нет ли изменений в достижениях мировой науки?» Если учитель постоянно совершенствуется, то обязательно расскажет о существующих новостях. Если же он повторяет из года в год то, что учил 40-50-60 лет назад, тогда это мертвое знание, и немногие ученики смогут полюбить его предмет.
 
То же самое происходит с церковью: священник развивается, читая не только Евангелие, но и литературу о механизмах человеческой психики. Его осознанность таким образом увеличивается. Он понимает учение Христа не из простой веры (хотя и это необходимо), но из видения и наблюдения за божественным порядком. Такой духовный наставник сможет объяснить ищущему, что Бог является нечто большим, чем образы, которые были нарисованы незрелому человеческому сознанию 2000 лет назад, и смысл религии совсем иной. Он скажет, что дело не в наказании Богом и не в ожидаемом его аду, а в том, что человек делает со своей жизнью и что пожинает потом.
 
Конечно, существование Бога доказать нельзя, хотя некоторые и старались это сделать. Но объяснить, что такое Бог в современных терминах, необходимо. Когда взрослый мудрый человек может рассказать из переживания своего глубокого опыта ребенку чувства, которые он ощутил, обращаясь к Небесному Отцу, то тот сможет почувствовать и понять его. Если человек пришел к осознанию какого-то факта, то сможет теперь передать информацию другому. Он никогда не станет учить, пытаясь заставить его уверовать в то, что говорит. Но скажет: «Я прожил это, я знаю, что это так. Я не буду тебя заставлять верить в это, но если хочешь, ты сам можешь обрести это понимание. А я могу научить тебя как к этому прийти».
 
Такой учитель обязательно будет обладать высокой осознанностью. Когда же у человека есть только приобретенное извне знание, он никогда не сможет стать великим проводником других людей. Знание оценочно, осознанность – никогда. Знающий человек действует из ума, осознающий – из сердца. Именно поэтому между ними существует такая разница. Все, что человек осознал, пропущено через его жизнь, через все его существо. Теперь он знает из личного опыта, как это. Это не просто книги и заученные догмы, а живое знание. Такой учитель объяснит любое явление из внутреннего глубокого и ясного понимания.
 
Поэтому церковь теряет своих последователей. Это происходит не из-за того, что учение Христа больше не актуально. Наоборот, в нашем сумасшедшем мире его слова становятся все более важными и нужными. Но фанатичность многих священников и нежелание церкви говорить и объяснять религиозные постулаты понятным современному человеку языком приводит к тому, что люди все меньше готовы следовать застывшим догмам.
 
Некоторые наиболее любознательные ученики в школах и институтах могут спросить у учителей: «Проверена ли информация, которую вы даете нам? Нет ли изменений в достижениях мировой науки?» Если учитель постоянно совершенствуется, то обязательно расскажет о существующих новостях. Если же он повторяет из года в год то, что учил 40-50-60 лет назад, тогда это мертвое знание, и немногие ученики смогут полюбить его предмет.
 
То же самое происходит с церковью: священник развивается, читая не только Евангелие, но и литературу о механизмах человеческой психики. Его осознанность таким образом увеличивается. Он понимает учение Христа не из простой веры (хотя и это необходимо), но из видения и наблюдения за божественным порядком. Такой духовный наставник сможет объяснить ищущему, что Бог является нечто большим, чем образы, которые были нарисованы незрелому человеческому сознанию 2000 лет назад, и смысл религии совсем иной. Он скажет, что дело не в наказании Богом и не в ожидаемом его аду, а в том, что человек делает со своей жизнью и что пожинает потом.

 

Человек должен стремиться именно к такому обучению. Тогда вечные заповеди перестанут быть просто знанием. «Не обмани» не будет лишь занудным ворчанием родителей, но пониманием, что обман всегда тянет за собой следующее вранье. «Не убей» не будет только страхом наказания, но осознанием, что преступление ведет к вырождению рода, породившего убийцу. «Не завидуй» перестанет быть нехорошим человеческим качеством, из-за которого не будут любить, но видением, что оно мешает жить полной жизнью в первую очередь испытывающему это чувство.
Знание является необходимой ступенью в развитии человека, но обязательно должно иметь целью достижение осознанности. Ребенка нужно обучать пониманию, а не слепому доверию тому, что ему говорят. Если его будет учить мудрый родитель, то в этом обучении всегда будет присутствовать пропущенный через сердце опыт. Тогда ребенок сможет понять или просто почувствовать передаваемую ему истину. В этом случае он не будет делать некрасивые вещи не из-за страха наказания, но из внутреннего понимания. Когда он вырастет, то будет продолжать изучать жизнь из стремления понять глубокие механизмы происходящих процессов, независимо от области, в которой он будет развиваться. Куда бы он ни обратил свой взгляд, он будет осознанным. Впоследствии он сможет передать собственным детям свой подход, обучая видеть и познавать мир в глубине, а не хватать знания, не успевая их переварить.
Для того, чтобы развивать в себе осознанность, каждому человеку необходимо замедлиться. Если знание поглощается в неограниченных количествах, имея целью быстрое насыщение, то оно похоже на бесконечное желание новой «дозы», которая никогда не удовлетворит. Осознанность же сродни вдумчивому и спокойному приему пищи, наполняющего и насыщающего индивидуума всеми полезными веществами. Она включает в себя наблюдение, отсутствие суждений и включенность сердца. Глубина осознанности будет зависеть от степени включенности человека в процесс. Она никогда не будет застывшей догмой, а также никогда не станет навязываемым кому-то учением. Осознанность должна идти рука об руку со знанием. Они не противоречат друг другу, но являются лишь разными уровнями человеческого развития. Двигаясь вместе, они смогут принести человеку, с одной стороны, материальное благосостояние и успех, а с другой — внутреннее спокойствие и созерцательность, что в комплексе приведет к истинной гармонии и равновесию.
автор Лилия Пуэнтэ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × три =